Если говорить о механизме психоэмоционального воздействия запахов на человека, то можно воспользоваться термином "якорь", вводимом теорией нейролингвистического программирования. Он обозначает явление, устойчиво связанное с событием, произошедшем в прошлом. Так, песня, звучавшая на танцплощадке во время первого в нашей жизни медленного танца, может вызвать яркие воспоминания о том, "как это было", и которые, казалось, навсегда стерлись из памяти (возможно, удастся вспомнить даже имя своего партнера). Из всех видов "якорей", безусловно, сильнейшим является запах. У каждого человека существует свой, уникальный набор "якорей": для одного им станет запах прелых листьев, для другого - бабушкиных пирожков, для третьего - советских духов.
Так или иначе, вызванные мимолетным запахом воспоминания с необыкновенной ясностью предстанут перед вами, полностью захватив вас. Как правило, запах будет эмоционально окрашенным: вы заново проживете те эмоции (отрицательные или положительные), которые испытывали, когда вдыхали его в первый раз.
Это может иметь и негативные последствия. Например, по наблюдениям ароматерапевта Джейн Бакл, запах лаванды вызывает у многих англичан очень болезненные воспоминания и чувство скорби, поскольку во время Второй мировой войны эфирное масло лаванды использовалось в Великобритании в качестве дезинфицирующего средства в моргах. Никакие изображения и звуки не обладают такой силой. Почему же так происходит? Почему именно запахи оказывают на нас такое влияние?